Выступление начальника ДЧС г.Алматы на тему «Порядок осуществления государственного пожарного контроля и разъяснение предпринимателям города о достигнутых результатах по снижению административных барьеров»

Встреча с предпринимателями г.Алматы.

 

Выступление начальника ДЧС г.Алматы на тему

«Порядок осуществления государственного пожарного контроля и разъяснение предпринимателям города о достигнутых результатах по снижению административных барьеров»

 

Уважаемые участники круглого стола!

 

Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без его развития сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка предпринимательства была и остается приоритетным направлением государственной политики, что делает его объектом повышенного государственного интереса.

В своем послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» 10 января 2018 года, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев очередной раз подчеркнул, что необходимо принимать решительные действия по улучшению бизнес климата в стране, а также на заседании Совета предпринимателей, «Казахстанское предпринимательство должно стать движущей силой национальной экономики. Долю малого и среднего бизнеса необходимо увеличить, как минимум, вдвое. Новому политическому курсу должны соответствовать новые принципы участия государства в вопросах регулирования экономической деятельности. В том числе речь идет о качественном уровне государственной поддержки предпринимателей».

Одной из таких мер стало подписание главой государство в феврале 2014 года Указа «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», а также 29 декабря 2014 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».  

В целях реализации Указа и общенационального плана мероприятий главы государства по сокращению давления на бизнес Департаментом из ранее 74 выдаваемых разрешительных документов, в настоящее время необходимости получения разрешения на осуществление какой либо деятельности не требуется.

  Также в соответствии с постановлением правительства РК от 8 сентября 2015 года №756 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительство РК от 18 сентября  2013 года №983 «Об утверждении реестра государственных услуг» КЧС МВД РК оказываются следующие виды услуг:

  1. Аттестация негосударственных противопожарных служб на право проведение работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечение пожарной безопасности и проведение аварийно спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах;
  2. Аттестация субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных работ при ликвидации ЧС;
  3. Регистрация аварийно спасательных служб и формировании;
  4. Аккредитация экспертных организации по аудиту в области пожарной безопасности.

         Из указанных 4-услуг Департаментом осуществляется две государственные услуги по аттестации субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных работ при  ликвидации ЧС и регистрацию аварийно спасательных служб и формировании, которые по представлению Генеральной Прокуратуры об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующих в настоящее время приостановлены.

         С 1 января 2016 года вступил в силу  Предпринимательский Кодекс РК. Согласно Кодекса государственный контроль в отношении проверяемых субъектов независимо от форм собственности, применяется в особом порядке, внепланово и по иной форме контроля и надзора. Особый порядок проведения проверок осуществляться только в отношении объектов высокой степени риска и только в наиболее опасных сферах контроля, в том числе в области пожарной безопасности.

Министерством национальной экономики РК от «20» июня 2017 года за № 246 и Министерством внутренних дел РК от «02» мая 2017 года за № 307 подписан совместный приказ об утверждении критерии оценки степени риска и форм проверочных листов в области пожарной безопасности и гражданской обороны.

Так, в Критериях особый порядок проведения проверок формируется посредством объективных и субъективных критериев. Для определения объективных критериев является группировка и распределение объектов на высокую и незначительную степень риска. Субъективные критерии применяются в целях реализации принципа поощрения добросовестных проверяемых субъектов путем суммирования полученных баллов по шкале от 0 до 100. По расчетным показателям объект освобождается от проверок при показателе степени риска от 0 до 60, не освобождается при показателе от 60 до 100.

Основанием для назначения особого порядка проведения проверок в области пожарной безопасности является полугодовой график, утверждаемый приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан, внесение изменений и дополнений в который - не допускается.

Порядок организации и осуществления особого порядка проведения проверок остался прежним, то есть с обязательным извещением в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения проверки не менее чем за тридцать календарных дней. Согласно статьи 152 Кодекса, составляется акт о результатах проверки, новшеством стало указание в акте о результатах наименования проверочного листа и пунктов требований, по которым выявлены нарушения. Также внесено изменение в Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» в части вручения предписания по результатам проверок, что позволяет субъекту предпринимательства устранить выявленные нарушения в предписанный срок.

Необходимо отметить, что 5 июля 2014 года, также был пересмотрен Кодекс об административном правонарушении РК. Так в статье 410 «Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности» определены фиксированные штрафные санкции, что делает невозможным варьировать суммами при наложении штрафа, исключая тем самым  коррупционный риск в отдании незаконного предпочтения.  Вместе с тем, 29.12.2017 года, в статью 43 «Предупреждение» Кодекса об административном правонарушении РК внесены изменения. То есть при нарушении правил пожарной безопасности  при отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 57 (обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения) субъект предпринимательства будет только предупрежден, тогда как ранее за допущенные нарушения налагался  административный штраф до 50 МРП. Также статьей 810 КоАП РК предусмотрено сокращенное производство, когда субъект предпринимательства при наложении штрафа имеет право оплатить только 50% от наложенной суммы, если произведет оплату в течений 7 календарных дней. В рамках цифровизации и исполнения проектов информационно-аналитических систем Департаментом запланировано оснащение инспекторов носимыми видеорегистраторами и планшетными устройствами, для составления административных материалов на месте совершения правонарушения, что также снижает риски коррупционных правонарушений и делает невозможным манипулировать бумажными документами.

В целях реализации направления Главы Государства в части поддержки бизнеса, на основании Закона Республики Казахстан «О гражданской защите», Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 февраля 2015 года № 111 утверждены Правила проведения аудита в области пожарной безопасности. Пожарный аудит проводиться независимой экспертной организацией как альтернативная форма проверки.

Так по результатам проведенного аудита, в случае положительного заключения экспертной организации, согласно Закона РК «О гражданской защите» ст.38 обследуемый объект на год освобождается от проверок со стороны государственного пожарного контроля, за исключением внеплановых проверок по жалобам и обращениям самих предпринимателей. С момента утверждения Правил проведения аудита в области пожарной безопасности экспертными организациями в г. Алматы выдано 140 заключении о соответствии объектов нормам и требованиям пожарной безопасности, 90 из которых  объекты высокой степени риска, в связи с чем, Департаментом указанные  объекты были освобождены от проверок в области пожарной безопасности.

Необходимо отметить, что в ходе реализации Указа Главы государства в части сокращения административных барьеров в отношении субъектов бизнеса, улучшилось качество проводимых проверок, это подтверждает уменьшение жалоб на сотрудников Департамента в два раза (2016-13, 2017-7).

В целях обеспечения пожарной безопасности в 2017 году, Департаментом проведено 2745 проверок, из которых 2633 на объектах высокой, 112 незначительной степеней риска. По результатам проверок выявлено 10474 нарушений, к административной ответственности привлечено 1336  лиц, на сумму 54,5 млн. тенге.

Осуществлено 1021 контрольных обследований объектов, из которых на 970 объектах добились устранения ранее выявленных нарушении. На 51-ном объекте,  где нарушения - не устранены, составлено 43 протокола и направлены в суды, где вынесены постановления об административном правонарушении на общую сумму более 15 млн. тенге. Наряду с этим, в специализириванный межрайонный эконимический суд,  до полного устранения выяленных нарушении направлено 33 исковых заявлении, что в сумме составило 76 исков.

Количество проверок в области пожарной безопасности в сравнении с 2016 годом уменьшилось на 9%, что обусловлено нормами Законодательства РК, а именно в 2016 году согласно пункта 16 Критериев по общему показателю степени риска 201 объект  не превысили общего показателя нарушении 60-ти, тем самым были освобождены от проверок в области пожарной безопасности на 2017 год.

В этой связи основной упор направлен на предупреждение и разъяснение норм и правил пожарной безопасности, за 12 месяцев 2017 года, в средствах массовой информации организовано 33190 выступления (в 2016 году – 32364 выступление) увеличение составило 2,5%.

Проводимые профилактические мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности способствовали уменьшению пожаров на 2,8 %.

За 12 месяцев 2017 года, по городу Алматы зарегистрировано 676 пожаров, что на 20 пожаров меньше в сравнений с аналогичным периодом 2016 года (696 пожаров). На пожарах погибло 12 человек, с уменьшением на 9 случаев (в 2016 году – 21 человек), получили отравления, ожоги и травмы различной степени тяжести 53 человек (в 2016 году 70 человек).

Наибольшее количество пожаров регистрируется на объектах, неподконтрольных органам государственной противопожарной службы, к которым относятся жилой сектор и транспортные средства. Так, из произошедших 676 пожаров за 12 месяцев 2017 года, в жилом секторе произошло 368 пожаров (в 2016 году - 374 случая снижение на 1,6%), что составляет 54,4% от общего количества пожаров,  на транспорте 146 пожаров (в 2016 году - 125 случаев увеличение на 16,8%), т.е. 21,5% от общего количества пожаров.

При этом 34% пожаров на автотранспорте (50 случаев) произошли в результате короткого замыкания и не исправности топливной системы. 31 % (46 случаев) загорание транспорта зарегистрированных в других регионах страны, из которых 28 машин заехали из Алматинской области. В 45 случаях были установлены поджоги.

Так же необходимо отметить что количество пожаров на подконтрольных объектах уменьшилось на 24,1%, что составило 113 случаев (в 2016 году - 149 случаев) из которых 88 произошли на объектах незначительной степени риска, 78%, которые в соответствии со статьей 38  Закона  РК  «О Гражданской защите» на предмет соблюдения требовании пожарной безопасности не проверяются.

Пожары на объектах зачастую происходят из отсутствия должного контроля по приведению в пожаробезопасное  состояние объекта, а также осуществление не качественного обслуживания объекта организациями оказывающие услуги в области пожарной безопасности. Многие компании оказывающие услуги в области пожарной безопасности имеют лишь общее представление в вопросах пожарной безопасности, и в основном преследуют денежную выгоду, чем обеспечение безопасности, не имеют соответствующую квалификацию.

В целях повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров, работ, услуг, повышения конкурентоспобности отечественных отраслей экономики, усиление ответственности участников рынка перед потребителями в области пожарной безопасности  и в соответствии с Законом РК «О саморегулировании» от 12 ноября 2015 года за №390, компаниями предоставляющими работы, услуги и товары в области пожарной безопасности создаются саморегулируемые организации в виде объединений юридических лиц таких как «Ассоциация пожарной безопасности РК». Целью создания ассоциации послужило повышения качества предоставляемых услуг, планомерные и всесторонние работы по недопущению  на Казахстанский рынок контрафактной продукции и некачественных услуг в области обеспечения пожарной безопасности.

При выборе  компании оказывающие услуги в области пожарной безопасности необходимо заключать договора с профессиональными организациями зарекомендовавших себя на рынке. Также в целях качественного обслуживания объекта в области пожарной безопасности Департамент намерен содействовать деятельности таких ассоциации в рамках своей компетентности и действующим законодательством.

 

Доклад окончен, Спасибо за внимание!