«Религиозные организации в контексте обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан»

Реалии сегодняшнего дня не дают нам возможности обойти вопрос о религиозных организациях. Наверняка нет ни одного человека, который бы не слышал или не знал о деятельности хоть одной религиозной организации или общины. В большинстве случаев население с опаской относится к такой активности, все-таки накладывают свой след события последних лет, как зарубежном, так и в Казахстане. Поэтому даже не возникает вопрос, почему и чего так опасаются наши граждане. Однако, хотелось бы отметить, что традиционная религия сама по себе не несет никакой угрозы. Скорее напротив, консолидирует общество, исполняет и воспитательные функции в отношении своих приверженцев, подрастающего поколения.

Ни одна религия не существует вне определенной организации верующих. Религиозная организация — это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения.[1]

Правовой основой для разрешения каких либо спорных ситуаций связанных с религиозной деятельностью на территории Республики Казахстан служат:

-  Конституция Республики Казахстан [2], а так же

- закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (принятый на основе закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года № 1128А-XII) [3]

Конституция Республики Казахстан закрепляет за каждым гражданином страны право свободы совести, то есть способности лично осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом.      

Закон Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" контролирует деятельность религиозных организаций, религиозных объединений, различную миссионерскую деятельность на территории Республики Казахстан, закрепляет право государственного регулирования в сфере религиозной деятельности, устанавливает порядок создания, государственной регистрации, реорганизации, ликвидации религиозных объединений, а так же существенные правоотношения религиозных объединений (собственность религиозных организаций, владение имуществом и пр.).

Существует три принципа государственной политики в области свободы вероисповедания: нейтралитет, паритет и толерантность. [4] Толерантность подразумевает уважительное отношение к религиозным убеждениям, а паритет обуславливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий. Любое религиозное объединение, которое пропагандирует свержение конституционного строя РК, насилие, нарушение законов и прочему, не должно иметь места на существование.

Существует так же список экстремистских материалов, запрещенных на территории Республики Казахстан.

Свободное распространение религиозной литературы различного толка способствует неразберихе, и брожению умов в обществе, что может привести к укреплению идей деструктивных религиозных течений, так же распространяющих свою литературу. В связи с этим, уполномоченный орган по делам средств массовой информации проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства Республики Казахстан, обеспечивает освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в средствах массовой информации.

Отдельные локальные проявления религиозного экстремизма в Атырауском, Актауском, Актюбинском регионах взбудоражили граждан Республики Казахстан и многие говорят о том, что законодательство не соответствует в полной мере ожиданиям общества. Принятый проект закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях" не раз подвергался критике. Не до конца описан процесс перерегистрации объединений и сроки исполнения, смена статуса религиозного объединения, так же не обозначены государственные органы, ответственные за претворение положений вышеупомянутого закона в жизнь.

         Обеспечение гарантий национальной безопасности государства, возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалистских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

В настоящее время во внутриполитической сфере Казахстана национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма.

В нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, так как религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких организаций является "Таблиги Джамаат", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой организации находится под запретом в Казахстане.

Вместе с тем, как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. [5]

 

Литература

 

  1. Атеистическое справочное издание "Денница": Религиозные организации // http://velsat.net/religioznye-organizacii.html
  2. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»
  3. Исагалиева Г.Д. Религиозная идентификация молодежи Алматинской области // Қазақ елі – жерұйық.  – Алматы: Қазақ университеті, 2011. – с.179
  4. Ишмуратов Р.Т. Религия и национальная безопасность Казахстана. – Караганда: 2008. – с.61
  5. Конституция Республики Казахстан Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.

 

Главный специалист

юридической группы

ДЧС г. Алматы КЧС МВД РК                         

Аманкулова Гаухар